Почему фокус-группы я больше не делаю

  1. Фокус-группы дают скудную информацию, когда в центре внимания сенситивные вопросы, которых по сути два: эволюционный и социальный. Тематик по этим вопросам пять: безопасность, здоровье, секс, дети, деньги.
  2. Можно оставить за фокус группами право на изучение следов общественного сознания, как то: масс медиа, брендинг, реклама. То, что навиду, то, что можно рассказать первому встречному. Продуктовых и сервисных инсайтов вы там не получите. Можно собрать клиентов конкурента и все узнать про их бизнес, но это не инсайт, а конкурентная разведка.
  3. На фокус групповом интервью только первое высказанное мнение - спонтанное, остальные - подсказанные. Только первое мнение - независимое, остальные больше или меньше, положительно или отрицательно "якорятся" на первом.
  4. Вы никогда не услышите правды по темам из пунта 1 на групповом интервью. Правда на индивидуальном трогает до самого сердца. Видишь интерференцию эмоций и продуктов. Судьбы, драмы, "взрослых детей" и "юных стариков". Нашу страну, где так мало счастливых семей, мало благополучных людей, мало мотивированных людей. Видишь самое жерло кризиса. Улыбающихся женщин со словами "вот такая я дура". Здоровенных мужчин, говорящих, как им тяжело (мужская версия предыдущего). Понимаешь как твой продукт может дать им то, что они ищут. Сразу приходят в голову продуктовые настройки и продающие скрипты.
  5. Проводить индивидуальные сложнее, там бывает ступор и у потребителя и у модератора. И тогда некуда бежать, нельзя задать вопрос другому респонденту. Кто не вел интервью сам, тот, скорее не поймет меня, но просто поверьте.
  6. Индивидуальные интервью длиннее по производству, не у всех есть время их проводить. Особенно в банках, где цикл принятия решений часто обгоняет процесс исследований на 1-2 месяца.
  7. Индивидуальные интервью часто отменяются и это очень обидно и неудобно, вчера у меня отменилось сразу два и день пошел наперекосяк.
  8. Индивидуальные интервью дороже. Часто бюджеты отпугивают заказчиков. Пугливым и жадным достаются тривиальные находки.
  9. На групповом интервью агентствам проще скрыть ошибки рекрута, а они есть даже при идеальной процедуре. На индивидуальном одна ошибка убивает несколько часов работы всей команды.
  10. Индивидуальные интервью сложнее интерпретировать. Не сразу складывается картинка. Болит голова и хочется пить, мозг потребляет много жидкости. Гораздо проще из группового отобрать то, что ты понял, отмахнувшись от всего остального. Почистить зубы, вместо того, чтобы лечить кариес. А сколько я видел фокус групп, которые являли собой по сути количественный опрос на квази-малой выборке! Но теперь я нашел свою формулу: инсайты на дороге не валяются, они скрыты в заброшенных шахтах потребительского сознания. Туда, вбивая трудные крюки то в гранитный камень человеческой тупости, то в трухлявую древесину надежд на лучшее, спускаются трое спелеологов: потребитель, модератор и заказчик. Сегодня все вернулись наверх.