Эффективный онлайн-опрос

  1. Онлайн опрос не может быть репрезентативным для населения в целом, но может неплохо представлять вашу целевую группу. Это происходит потому, что в интернет сосредоточены более "продвинутые" люди. Никакими квотами это не исправить. Для проверки необходимо посмотреть пересечение вашей группы и еженедельных пользователей интернета в каком-либо оффлайн исследовании.
  2. Тем не менее есть одна фундаментальная квота, которая сделает результаты более правдивыми. Это высшее образование. Практически во всех онлайн опросах необходимо его квотировать сверху: не более 70% выборки.
  3. Набор группы "50 лет старше" является ахиллесовой пятой онлайна. Панели привыкли к хорошим прибылям, не хотят тратится на более дорогой рекрут этой группы и уже десять лет говорят, что 50+ слабо достижим и брать их в выборку не стоит. Между тем интернет пользователи состарились уже на 10 лет и все также плотно сидят в сети.
  4. На рынке онлайн опросов конкуренция пока достаточно слабая. Есть 2-3 самостоятельные панели, один агрегатор, свои панели крупных сетевых агентств, которые существенно дороже, и их стоит брать только когда заказывайте проект "под ключ". Есть много микро-агентств, которые предлагают онлайн опросы, но я их избегаю. Слабая конкуренция пока не испортила игроков. Вы встретите здесь весьма клиентоориентированных людей.
  5. Опасайтесь фрода. Панели говорят, что борются с профессиональными респондентами и это действительно так. Однажды я поставил перед собой цель зарегистрироваться во все доступные панели и, поверьте, я попотел, чтобы это сделать. Быстрое, бездумное заполнение анкет также затруднительно. Но есть нюанс, который мало кто учитывает. Он состоит в том, что в наши дни, практически все, кому нечего делать - сидят в интернет. Это приводит к тому, что в выборку проникают не то чтобы профессионалы, но, скажем литературно - разгильдяи. Они играют с нашей анкетой, придумывают себе роли и неплохо их исполняют. Хорошо осведомлены о том, что для того, чтобы пройти дальше нужно ставить побольше галочек. В этом проблема. Доля купивших недвижимость за последний месяц в выборке может доходить до 5%, пересечение вкладов и кредитов наличными до 20%. Люди все потребляют, всем пользуются. Необходимо самостоятельно определить нужный фильтр, чтобы подогнать известные вам проценты под ожидаемые значения. Моя формула для банковских продуктов такова: ставим продуктовый вопрос на 10 позиций и отбраковываем всех, кто отметил более 6 ответов. И еще совет: несложная шкала лжи, внедренная в анкету, также позволит "почистить" массив.
  6. Онлайн любят за фантастически короткие сроки опроса. У этого есть обратная сторона. Выборку наводняют люди, скажем так, очень быстрые и свободные. Те, кто готов прямо сейчас уделить время для прохождения анкеты. Много раз я получал приглашение на опрос, но заходя в опрос получал сообщение, что "квота набрана". Дело в том, что я заходил спустя 2-3 дня после рассылки приглашений. Чтобы получать не "быстрых", а всех, ограничивайте рассылку и не стремитесь всех опросить за 1-2 дня.
  7. Юзабильность анкеты - это важная и новая вещь, о которой традиционный исследователь не слишком осведомлен, а зря! В интернет все решают миллиметры. На эту тему можно создать отдельный манифест. Но для вас я упакую это в короткий квест: закройте правый глаз, возьмите мышь в левую руку и заполните анкету. Если будет трудно - дорабатывайте ее дальше. Полезно дать анкету для заполнения какому-то не сильно вовлеченному в опросы человеку.
  8. Не забывайте вариант ответа "затрудняюсь ответить", анализируете его долю в пилоте и делайте выводы. Отсутствие этого ответа может подтолкнуть к вынужденному ответу там, где респондент и вправду не может дать ответ. Интервьюера рядом нет и никто вам не скажет об этой проблеме. Включая в опрос звук и видео имейте в виду, что возможности браузеров у всех разные и аудио-видео работает не везде, к многих нет вывода аудио, они посмотрят ролик без звука. Добавляйте варианты ответов "не вижу видео", "нет аудио". Или задайте проверочный вопрос на который сможет ответить только тот, кто полностью ознакомился с сюжетом.
  9. Этика. Если вы спрашиваете по интернет своих клиентов, то не забудьте, что приветствие и благодарности за опрос - ваша забота. Своему клиенту никогда нельзя сообщать что "Опрос недоступен. Мы уже опросили достаточно респондентов вашего возраста". Лучше потом сами отфильтруйте тех, кто не нужен. Если клиент зашел на анкету, только он сам вправе прекратить ее заполнение.
  10. Рунет - достаточно критичное сообщество. Ваш бренд не "погладят по головке", а скорее "дадут по башке". Смещенность группы в сторону злых интровертов, анонимность респондента и желание излить критику делают оценки резкими и низкими. Значит, те, кто бережет свои розовые очки - лучше скажите руководителю, что онлайн опрос по вашей проблеме не репрезентативен и спите спокойно.